предприятия новости анализ
 
реклама на портале
золотодобывающие компании красноярского края список новости
золотодобывающие компании амурской области список новости
золотодобывающие компании чукотки список новости
золотодобывающие компании якутии список новости
золотодобывающие компании хабаровского края список новости
золотодобывающие компании иркутской области список новости
золотодобывающие компании магаданской области колымы  список новости
золотодобывающие компании бурятии список новости
золотодобывающие компании забайкальского края список новости
золотодобывающие компании камчатки список новости
золотодобывающие компании приморского края список новости
золотодобывающие компании свердловской области  список новости
добыча угля в россии
золотодобыча в России и мире обзоры статьи аналитика
ковры для драг и промприборов РТИ производство реализация
гибель на руднике в шахте на заводе  на дороге не производстве на работе
оборудование для пробоподготовки и пробирного анализа лаборатории
техника золотодобычи: бульдозеры погрузчики экскаваторы ЗИФ итд
дробилки,дробильно-сортировочное оборудование ,запчасти,брони, комбинированные передвижные ,конусные,щековые,дробилки на гусеничном ходу горная порода щебень зерно metso sandvik telsmith terex
месторождения полезных ископаемых золота на карте координаты
фотографии северо енисейскгог района красноярского края  олимпиадинский гок
контакты золотодобывающих компаний артелей приисков адрес телефон e-mail
Портал Рейтинг золотодобывающих компаний РФ, реклама ,контакты

25.02.2019 Английский локомобиль поднят на р.Кузеева под Красноярском

 

источник

Красноярцу Владимиру Черникову под 70. Треть жизни он путешествует: на своем велосипеде Черников объехал полмира. Первым на планете побывал на Полюсе недоступности Евразии, покорил десяток действующих вулканов, повторил сибирский маршрут Ермака и путь суворовской армии через Альпы…

В таких экспедициях случаются неожиданные открытия. Недавно в сибирской тайге Владимир Черников нашел паровую машину, сделанную в Англии больше ста лет назад. В Сибирь она попала во времена енисейской золотой лихорадки. В мире таких машин осталось всего три. И одна из них – в Красноярском крае.

"Все слышали, но никто не видел"

– Открытий "из ниоткуда" не бывает. Случайных путешествий – тоже. Одна экспедиция рождает другую, – рассказывает красноярский велопутешественник Владимир Черников. У некоторых путешествий – история личная. В прошлом году Черников проехал несколько тысяч километров по "Персидскому коридору" – маршруту, по которому во время войны в СССР поставлялась ленд-лизовская техника. Владимир Васильевич эту экспедицию посвятил памяти отца: он воевал на танке Т-34, сделанном по американскому прототипу, на американских станках и из ленд-лизовской стали. Путешественник Владимир Черников на велосипеде объехал полмира Путешественник Владимир Черников на велосипеде объехал полмира –

А бывает, будто тебя что-то подталкивает ехать, и все складывается так, что поездки этой не миновать, – говорит Черников. Так произошло и с экспедицией по местам енисейской золотой лихорадки. Путешествие к Каменному прииску в Сухобузимском районе Красноярского края, где, по слухам, стоит какая-то старинная паровая машина, тоже "выросло" из других экспедиций. В 2017 году Владимир Черников отправился в Бурятию, в Долину вулканов, чтобы установить мемориальную доску к 150-летию князя Петра Кропоткина, ученого – геолога и географа, члена Императорского географического общества (многим, впрочем, он больше известен как идеолог русского анархизма). –

По дороге я познакомился с английским писателем, который в те же места вез потомков художника середины XIX века Томаса Аткинсона – первооткрывателя вулканов. Аткинсон семь лет путешествовал по России, привез из этого путешествия акварели, которые хранятся во многих музеях мира, в том числе в Эрмитаже. Бывал Аткинсон и в Енисейской губернии, в местах "золотой лихорадки",– рассказывает Владимир Черников. – Вот так я вошел в эту прежде незнакомую мне тему: скатал на велосипеде по просьбе этого писателя в Мотыгинский район – хотел найти старинные прииски. Но там уже все на сто рядов перекопали, свидетельств того времени не осталось. А через год мои поиски неожиданно продолжились и привели к поразительному открытию прямо под Красноярском. Где искать машину - не знал никто

Где искать машину - не знал никто

Летом 2018-го коллега Черникова по Русскому географическому обществу Дмитрий Семенов рассказал, что в тайге в Сухобузимском районе, примерно в 100 километрах к северу от Красноярска, стоит то ли паровоз, то ли какая-то старинная машина. Про нее многие слышали, но никто не видел. И Черников загорелся: надо найти. – Первый раз мы в те места приехали на велосипедах, все избродили, но ничего не нашли. Точно сказать, где находится машина, не могли ни местные жители, ни старатели, которые в тех местах работали. Да и существует ли она вообще? Вернулись в Красноярск ни с чем. Неделю я кое-как вытерпел и поехал снова, – рассказывает Владимир Черников.

И опять оказалось, что ехал зря: прошел ливень, и старательские дороги пришли в такое состояние, что там даже КамАЗ-вездеход не проедет, не то что велосипед. – Что делать? Сижу около парома, мужикам рассказываю, зачем я здесь. Один мне и говорит: тебе надо к Мише Кошкареву, он живет отшельником, но вроде серьезно историей занимается и про ту машину наверняка знает. А мне делать-то все равно нечего, впереди два выходных. Позвонил по номеру, который мне паромщик дал. Договорились, что Михаил меня на лодке встретит.

 

Приходим к нему домой – и на стене его домика я вижу шильдик с той самой паровой машины с названием английской компании-производителя. И понимаю: эта машина существует, она не миф. На стене в доме историка-отшельника была табличка со старинной машины На стене в доме историка-отшельника была табличка со старинной машины

"Забирай свою машину"

Дома у Михаила Кошкарева оказался настоящий музей – свою коллекцию он собирал больше 25 лет. Были там и старинные механизмы с царских приисков – золотодобыча в Сухобузимском районе началась больше 150 лет назад. Но, как рассказывает Черников, для него важнее оказались диапозитивы, на которых еще молодой Кошкарев был сфотографирован на фоне двух паровых машин, стоящих в тайге. Фото 30-летней давности доказали: машина где-то рядом

Фото 30-летней давности доказали: машина где-то рядом

– В октябре мы с Димой Семеновым уговорили директора местной золотодобывающей артели, чтобы нас вглубь тайги на машине забросили. На велосипедах туда уже было не проехать из-за дождей. Приняли нас на участке прохладно, – вспоминает Владимир Черников. – Местному начальнику все наши увлечения вместе с географическим обществом и старыми механизмами были побоку, ему план выдавать надо. Зато вахтовики наши рассказы про машину слушали затаив дыхание – еще бы, не машина, а настоящий корабль-призрак. Черников и Семенов пешком в поисках машины прошли километров пятнадцать, обошли все места и отыскали ориентиры, о которых говорили им Михаил Кошкарев и местные жители. Глухо.

Собирались уже возвращаться, но решили для очистки совести пройти еще метров сто. И уткнулись прямо в ту машину. – Знаете, для меня это было… как музыка! Я как ребенок пританцовывал вокруг нее, забрался наверх, дергал за всякие ручки – пытался управлять. Такая красавица! И целехонькая, – вспоминает Владимир Черников. Вторую машину найти не удалось. Но, говорят, там и искать-то было нечего: охотники за металлом давно все попилили. А эта – в целости и сохранности. Но ведь находку надо было как-то вывозить из тайги. Поздней осенью, в дожди и распутицу, махину весом больше шести тонн "эвакуировать" из леса почти нереально.

– Мы вернулись в Красноярск и стали планы строить: может, поддомкратить ее на сани и вывезти зимой? Или уж подождать до лета и попробовать трелевочник туда загнать? Но через пару дней мне звонит тот самый начальник участка, который нас тогда неприветливо встретил: "Англичанку свою забирай, мы ее уже через Енисей переправили", – рассказывает Черников. – Вот как получилось. После нашего отъезда дожди зарядили надолго, работа на участке встала. Вахтовики, которым я про машину рассказывал, начальство упросили: мол, все равно без дела сидим, давайте хоть дядьке его машину вывезем. Подогнали к месту, где она стояла, экскаватор и грузовик, машину в него подняли, по вдрызг разбитым дорогам доставили к Енисею. Паром просел, конечно, но перевез все это добро на другой берег.

А там уж и до музея пробросились. ?"Таких свидетельств золотой лихорадки больше нет нигде" – Изначально для меня это было очередным приключением. Ну чего я только не видел, чему еще удивляться? А оказалось, что занимаюсь очень серьезным делом, – говорит Черников. Изучение документов, переписка с британским музеем помогли узнать "судьбу" локомобиля. – Судя по собранной нами информации, "наша" паровая машина была изготовлена в 1906 году в Англии на заводе "R.Garrett & Sons Ltd" ("Гаррет и сыновья"). Выпускались такие машины небольшими партиями, – рассказывает Владимир Черников. – Эта паровая машина, возможно, одна из тридцати, поставленных в то время на золотые прииски Новой Зеландии. Те, что сделаны чуть раньше или позже, несколько отличаются по конструкции, размерам, техническим характеристикам. Так что, вероятнее всего, наша – именно из той партии. Серийный номер на найденной в тайге машине Серийный номер на найденной в тайге машине Паровая машина-локомобиль работала на дровах. Использовалась как двигатель при подъеме руды из шахты, откачке воды.

А в советское время – как привод жерновов бегунной мельницы. "Это круглая площадка, по контуру которой вращаются два огромных чугунных диска. Они и перемалывают золотоносную породу, – объясняет Черников. – Измельченную породу потом заливают ртутью, которая "втягивает" в себя золото. Ртуть выпаривается, а чистое золото остается. Эта технология называется амальгамация. Ее запретили только в 1984 году как чрезвычайно вредную". Кстати, иностранный локомобиль, найденный Черниковым и Семеновым, тоже, скорее всего, использовался в советские времена. Не исключено, что в конце 1940-х он все еще работал на прииске под Красноярском. Но как оказалась английская машина в сибирской тайге?

Атлас золотых приисков Атлас золотых приисков ?– Михаил Кошкарев показал мне уникальную рукописную книгу – "Атлас золотых приисков Канского уезда", изданный в 1898 году. Эта книга не меньший раритет, чем сама машина, и теперь она тоже передана Сухобузимскому музею. До нее я знал только про Каменный рудник, где наша машина стояла. А оказалось, что приисков в той местности были десятки. В атласе перечислены и промышленники, которые вели добычу золота. Владельцем Каменного рудника был купец первой гильдии Хилков. Возможно, он и купил эту машину, – рассказывает Владимир Черников. В конце 1830-х годов, когда начиналась енисейская золотая лихорадка, добыча велась вручную, задействовали в основном каторжан. Их здесь работали тысячи. Но богатые месторождения быстро истощились, а на бедных лотками, лопатами и тачками мало что добудешь. Да и затратно это. Поэтому стали появляться механизмы, которые делали добычу золота более эффективной. ?– По моим подсчетам, к концу 19-го века в сибирской тайге работало порядка 300 паровых машин разных производителей. Скорее всего,доставляли их сюда по воде: сначала Северным морским путем, потом по Енисею и его притокам. Вот как наш локомобиль: от Енисея на Каменный рудник затащили его на санях по речке Малой Весниной, на ее берегу мы машину и обнаружили.

Сейчас решается вопрос о реставрации машины. Для этого в Красноярске есть и специалисты, и технологии. Может быть, ее восстановят и до ходового состояния – ведь с паровой машиной, находящейся в Австралии, удалось это сделать. Машину из той же партии, находящуюся в Австралии, удалось поставить на ход – Я настаиваю на том, чтобы не только отреставрировать сам локомобиль, но и реконструировать весь производственный цикл, включая бегунную мельницу – так, как это было на таежном прииске. Многие части механизмов сохранились, что-то можно докупить в Англии или воссоздать своими силами, – говорит Владимир Черников. – Ведь это такая редкость. И ценность. Не сохранилось ни одного подобного свидетельства сибирской золотой лихорадки. А она, между прочим, обеспечила почти половину мировых запасов золота. И у нас есть ее "свидетель и участник".

Путешествия продолжаются История с паровой машиной и енисейской золотой лихорадкой стала поводом еще для одной экспедиции, которую Владимир Черников наметил на лето 2019 года. – Когда мы ехали устанавливать мемориальную доску князю Кропоткину, я увидел отметку на старой карте – графитовый прииск, который в середине 19-го века разрабатывал некий француз Алибер. Вспомнил, что в Красноярске в литературном музее есть репродукция дагерротипной фотографии 1848 года: вид на город. И сделал ее тоже француз Алибер. А вдруг это один и тот же человек? Черников поднял архивы. Оказалось, 150 лет назад 17-летний французский юноша, работавший у своего дяди скорняком, решил, что в Европе выделывать пушнину не так уж и выгодно. Лучше поехать туда, откуда мех, собственно, и везут – в самую глубь России. – Это было время, когда в Сибири начиналась золотая лихорадка.

После приезда в Красноярск Алибер открыл небольшой магазин, но вскоре снарядил экспедицию и отправился на поиски золота в Манскую тайгу. Там не заладилось – он уехал на север, в Мотыгино, вступил в долю с другими золотопромышленниками. Искал золото и в Иркутской губернии, но нашел там тему поинтереснее – графитовое месторождение. В Европе графит был страшным дефицитом, Алибер понял, что напал на золотую жилу (пусть она и графитовая). Проект оказался успешным: Алибер стал богат и знаменит. Удача француза воодушевила красноярского купца Михаила Сидорова, богатейшего золотопромышленника Сибири.

Он тоже занялся поисками графита. Для добычи в промышленных масштабах годились шесть месторождений по Енисею и его северным притокам. Сидоровский графит поставлялся на литейные производства Урала. А красноярская графитовая фабрика, открытая на сидоровском месторождении, работает в городе до сих пор. Правда, почти никто из горожан об этом не знает... – Вначале Сидоров вывозил графит на Урал на оленях по тундре и по так называемому Сидоровскому волоку. Кстати, именно там после войны строилась сталинская "мертвая дорога". Но это было долго, трудно и дорого. И Сидоров – первым в России – стал осваивать Северный морской путь, – рассказывает Черников.

– Все это описано в его книгах, в советское время ставших настоящими учебниками для геологов. Но в то время начинания Сидорова правительству были неинтересны, и умер он в нищете, разорившись на поисках нефти. Так вот, в этом году я хочу проехать маршрутами нашего знаменитого земляка. Надеюсь, получится.

По информации портала eRUDA.ru
При использовании информации гиперссылка на www.eRUDA.ru - "Рейтинг золотодобывающих компаний "обязательна.
Источник новости - "Рейтинг золотодобывающих компаний"/eRUDA.ru/
источник

 

 

 
eRUDA.ru
© 2004-2019. All rights reserved.
Рейтинг золотодобывающих компаний РФ
контакты: coordinator@eruda.ru