Начало | Растительная жизнь | Население тайги | Кедр | Поселки | Артефакты | Реки | Юнкерс | Избушки охотников | Тайга | Болота | Восходы над Ерудой | Дерево с надрывом | Дороги | Град | Олимпиада | Жизнь в лесу | Шурфы и канавы | Хищники | Геологи | Бурундук | пос.Еруда | Костер | Рыбалка | Сплав Б.Пит | фото Сергея Петрова | Гвозди | Муравейник | музей в С-Е | Что едят коровы | Взорвавшиеся деревья | Горные лыжи | Русский наркоз | Обзор прессы | Место встречи-Северо-Енисейский | Путешествия | Контакты

Последний полет "Тетушки Ю"
J.52/3m в воздухе | J.52/3m на сопке "Лысая"

Место падения

Красноярский край, Северо-Енисейский район.

Самолет приземлился на северо-западном склоне горы Лысой. Склон довольно пологий -5-7°. В геоморфологическом плане это слабовыраженная водосборная ложбина приуроченная к перегибу склона и ориентированная в северо-западном направлении. Благоприятные особенности микрорельефа и северная экспозиция склона способствуют тому что снег в этой ложбине сохраняется до 5-10 июля. На фотографиях хорошо видна приуроченная к ложбине снеговая поляна, сохранившаяся до середины лета, когда кругом все давно позеленело. С соседней сопки эта поляна хорошо выделяется в виде ровной , свободной от больших деревьев прогалины, которую летчик и выбрал в качестве посадочной полосы в те роковые минуты. Поверхность ложбины слабобугристая, покрытая зеленым мхом, черничником и небольшими кустами карликовой березки. Участки ложбины, вышедшие из под снега в последнюю очередь, по состоянию угнетенной растительности резко контрастируют с окружающей местностью - кусты березки засохшие, мох желтый . В течении лета я побывал на этом месте три раза - 18 июня, 1 и 31 июля . Фотографии запечатлели все этапы оттаивания самолета. В первое посещение граница снеговой поляны максимально приближена к самолету. В это посещение я не предполагал что под снегом скрыты хвостовое оперение и двигатель. Во второе посещение 1 июля, частично обнажился хвост. В это посещение была сделана одна из важнейших находок - баллон для сжатого воздуха на котором была проштампована ценнейшая информация(об этом ниже). Во время последнего похода к самолету был сфотографирован полностью оттаявший двигатель.

Состояние самолета

Судя по тому что и летчики и пассажиры выжили посадка произошла довольно удачно. Шасси у этогосамолета не убираются, так что совершенно не понятно как ему удалось сесть на далеко не ровную поверхность склона. В настоящее время, почти через 60 лет после вынужденного приземления , самолет представлен тремя основными фрагментами:

- фюзеляж с крыльями

- хвост и хвостовое оперение (в 40 метрах вверх по склону)

- один из трех двигателей(расположен между фюзеляжем и хвостом)

Кроме этого вся территория около этих трех основных обломков усеяна мелкими фрагментами обшивки, битым стеклом, остатками электропроводки итд. Как видно по фотографиям фюзеляж самолета как бы "сложился".Если бы это произошло во время посадки в живых вряд ли бы кто остался. Скорее всего, то, что мы наблюдаем сегодня - результат демонтажа самолета в последующие годы. Фактически сейчас в тайге находится только остов самолета, все что можно было с него снять - все давно снято. Осталась только рама, сваренная из стальных трубок и алюминиевая обшивка. К повреждениям которые однозначно можно рассматривать как результат столкновения самолета с землей можно отнести отвалившийся хвост, сильно помятую кабину и , возможно, оторванный центральный двигатель.

Замер размаха крыла самолета показал 28,1 м (в ТТХ Ju.52/3m-g3е (g7е) приведенных в книге "Крылья люфтваффе" http://base13.glasnet.ru/wol/ju/52.htm этот показатель равен 29,3 м).

Надписи на оборудовании

Снизу на крыльях нарисованы красные пятиконечные звезды и буква "К", на хвосте отмечаются фрагменты черной краски - возможно остатки фашистской свастики. В кабине и салоне никаких табличек и надписей не осталось - все снято. Вблизи самолета обнаружены следующие детали и оборудование, на которых имелись надписи на немецком языке:

- фрагменты топливопровода с вентилями (фото ..) на которых написано "Auf" и "Zu"

- карбюратор (фото..)

132022121 BMW ALG5 V

- баллон для сжатого воздуха

4048 943493

PRESSLUFT JUNKERSFLUGZEUG-UND-MOTORENWERKE. A.G. DESSAU

PRUF 225 ATU LEER 10,7 KG in H 5,0 LTR

FULL150 ATU 18.12.41.

- надпись на 9-ти цилиндровом двигателе

132 001 0050 ALG1 BMW

- надпись на единственной сохранившейся лопасти(двухлопастной винт):

W - NR. HPU 04.1.4402

(2 9HPU 022342) SK

- надпись на крепеже лопасти к валу двигателя:

W - NR. HPU 04.1.440

9-20020-23

JUM HPU. 11.5.174

Таким образом, наиболее информативной оказалась надпись с баллона для сжатого воздуха. Теперь нам известна фирма -производитель самолета - JUNKERSFLUGZEUG-UND-MOTORENWERKE, город где она располагалась - ДЕССАУ и главное - дата производства баллона - 18 декабря 1941 года. За неимением других сведений ничего не остается как параллелизовать дату производства баллона и самолета, в то же время если баллоны были съемными, то дата выпуска этого самолета может быть иной. Надпись на двигателе соответствует марке мотора - ВМW -132А-1. Изучая книгу "Крылья люфтваффе" узнаю, что трехмоторные Ju.52/3m с двигателями ВМW -132А-1 мощностью 660 лс. стали выпускать в Дессау в 1933 году. Еще одна надпись на баллоне привлекла мое внимание - "4048". Дело в том , что 4001-4080 это номера первой партии самолетов Ju.52 и все самолеты этой партии имеют собственные имена, так вот, про этот номер сказано буквально следующее: 4048 D-AGIS "DLH" "Wilhelm Schmidt" и "Max von Miller", затем в Дерулюфте как "Kormoran". Может ли совпадать номер баллона и самолета не знаю, это вопрос к специалистам. Если это действительно так, то тогда существует неувязка с датой 18.12.41. тк, самолет с таким номером был выпущен примерно в середине 1933 года.

Послесловие 2008 г. В 2007 году, через 4 года после написания этой статьи от жителя Северо-Енисейского А.П.Сорокина мне стали известны новые подробности об этом самолете. Александр Петрович был знаком с ныне покойным летчиком красноярского авиаотряда Алексеем Николаевичем Чащиным, который рассказывал, что во время войны упавший Юнкерс сопровождал американские самолеты, перегоняемые из Америки в СССР через Аляску и Чукотку. После войны самолет остался в Красноярске и стал использоваться на местных авиалиниях. Это был единственный иностранный самолет в красноярском авиаотряде. Летом 2007 г. останки самолета были разрезаны и вывезены сборщиком металлолома из Новой Еруды. Так позорно закрылась одна из уникальных страниц истории Северо-Енисейского района .


Рейтинг@Mail.ru
Начало | Растительная жизнь | Население тайги | Кедр | Поселки | Артефакты | Реки | Юнкерс | Избушки охотников | Тайга | Болота | Восходы над Ерудой | Дерево с надрывом | Дороги | Град | Олимпиада | Жизнь в лесу | Шурфы и канавы | Хищники | Геологи | Бурундук | пос.Еруда | Костер | Рыбалка | Сплав Б.Пит | фото Сергея Петрова | Гвозди | Муравейник | музей в С-Е | Что едят коровы | Взорвавшиеся деревья | Горные лыжи | Русский наркоз | Обзор прессы | Место встречи-Северо-Енисейский | Путешествия | Контакты
Copyright © 2004-2010. All rights reserved.